Интегрированная система менеджмента
более эффективное использование всех видов ресурсов;
совмещение и улучшение взаимодействия процессов в различных направлениях деятельности организации,
оптимизацию числа внутренних и внешних связей и улучшение внутреннего обмена информацией;
значительное уменьшение объема документов;
повышение мобильности и возможности адаптации организации к изменяющимся условиям;
уменьшение возможных противоречий между вопросами качества, экологии и охраны труда;
повышение популярности и имиджа организации для всех заинтересованных сторон.
Важнейшим условием интеграции систем менеджмента на основе стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 является совместимость стандартов, которая вытекает в первую очередь из наличия в этих документах идентичных требований.
Фундаментом для создания интегрированных систем должны быть стандарты ИСО серии 9000. С выходом новой версии международного стандарта ИСО 9001-2001 возможность интеграции значительно возросла, а сам процесс интеграции стал более понятным и результативным [27, с.50-51].
Пути интеграции систем могут быть различными и определяются организацией самостоятельно. Это может быть:
разработка интегрированной системы менеджмента с самого начала;
взаимная адаптация независимых систем с последующей их интеграцией;
последовательное и поэтапное увеличение степени интеграции существующих систем (рисунок 1.3.1.2).
Нельзя недооценивать сложность создания и внедрения интегрированной системы менеджмента, если организацией поставлена цель создать жизнеспособную систему, гармонично вписывающуюся в ежедневную деятельность всего коллектива с главенствующей ролью высшего должностного лица.
При этом основные сложности могут быть связаны с:
отсутствием подготовленных специалистов;
недостаточной ролью и вниманием высшего руководства к проблемам систем менеджмента;
отсутствием координирующего органа и представителя руководства, способного обеспечить координацию деятельности подразделений по созданию и внедрению систем менеджмента;
недостаточно четким определением аспектов интеграции и планированием этапов по интеграции систем;
использованием для консультаций и обучения недостаточно квалифицированных консультантов.
Рисунок 1.3.1.2 - Пути интеграции систем менеджмента
Могут возникнуть проблемы также из-за боязни того, что стандарты (ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001) определяют совершенно разные системы управления, внедрение которых только усилит нагрузку на сотрудников организации, повлечет за собой дополнительные затраты и усложнит всю систему менеджмента. Отсутствие практического опыта создания такой системы и малое количество примеров создания интегрированных систем менеджмента в других организациях также могут сыграть свою отрицательную роль в продвижении этой идеи. Это еще раз подчеркивает важность четкого определения аспектов интеграции и планирования всего комплекса работ по ее осуществлению.
Очевидно, что успех организации по интеграции систем будет зависеть от многих факторов, в том числе и от отношения высшего руководства, подготовленности персонала, уровня развития организации и ее готовности к инновациям.
При этом обучение специалистов имеет особое значение как при создании интегрированной системы менеджмента, так и создании каждой из входящих в нее систем. Процесс обучения должен быть постоянным, с привлечением высококвалифицированных специалистов, в том числе и внешних [27, с.52-53].