Оценка эффективности производственных инноваций в современном машиностроении
Для машиностроения характерно постоянное усложнение продукции, технологий производства и методов его организации. Повышение технико-технологического уровня машиностроительного производства является закономерным и необратимым, оказывает влияние на все аспекты инновационной деятельности. Инновационный процесс можно рассматривать с различных точек зрения, но всегда выделяется три базовых компонента:
) новое знание, лежащее в основе инновационной идеи, и его источник;
) комплекс действий по преобразованию нового знания в инновацию;
) возможность коммерциализации полученного инновационного продукта.
По объективным причинам главной проблемой является получение нового знания, которое можно трактовать в достаточно широком аспекте (новые потребности, результаты научных познаний, недостатки технологий и способы их устранения и т.п.). В этой связи остро необходимым является поиск источников и получение необходимых новых знаний внутри и вне предприятия. Это напрямую связано с затратами большего объема финансовых ресурсов и развитием интеллектуального потенциала. Проблема обостряется из-за недостаточно интенсивной разработки (получения) новых знаний, отсутствия интеллектуального потенциала, сужения социальной и материальной базы научного познания, низкой эффективности информационного обмена и пр.
Среди важнейших проблем второго компонента необходимо выделить удорожание и неэффективную организацию этапов инновационного процесса. Преобразование нового знания в инновацию постоянно усложняется технически, требует активных коммуникаций как во внутренней, так и во внешней среде. В результате многократно увеличиваются издержки и усложняется организационный аспект. Следует отметить, что предельно значимыми становятся угрозы потери и устаревания нового знания, в связи с чем возникают особые требования к безопасности и интенсивности, то есть временным параметрам отдельных операций и всего процесса.
Особенно проблемным представляется третий компонент - коммерциализация. После осуществления значительных затрат, выполнения множества сложных операций и получения инновационного продукта (тем более массового производства конечной продукции) обостряется мотив "окупаемости". Здесь сосредоточено множество острых проблем и противоречий, которые могут воспрепятствовать нормальному завершению инновационного процесса. Многие из них, и объективные, и субъективные, не поддаются прогнозированию, а иногда и осознанию (к примеру, психологические). Тем более, чтобы "восстановить" затраченные ресурсы и компенсировать время необходимо добиться получения сверхприбыли.
Широкий круг проблем интенсификации инновационной деятельности дополняется значительной неопределенностью. Возникающий при этом риск присущ всем компонентам инновационного процесса. От его восприятия и умения управлять инновационным процессом в условиях неопределенности и динамизма во многом зависит конечных результат. В этом контексте предельно важными являются: обеспечение "гибкости" и "мобильности" инновационного процесса, способность осознавать масштаб затрат и потерь, умение распознавать риски и использовать их себе на благо. В современных условиях существует множество путей управления рисками и их нивелирования, которые должны быть в "арсенале" машиностроительных предприятий.
Решение вышеперечисленных проблем во многом находится в ведении предприятий. Однако существует ряд проблем, которые могут быть отнесены к общенациональным или даже глобальным.
Темпы мирового инновационного процесса стремительно растут, ускоряется внедрение передовых достижений, инновационная конкуренция приобретает "агрессивный" характер. В этой связи важно обеспечивать непрерывность инновационного процесса на должном уровне, решая комплекс вышеперечисленных проблем. Тем более, что ценность "заимствованных" инноваций постоянно снижается. Это не обеспечивает полноценных рыночных преимуществ, а ценовые и технологические (в эффективности и во времени) преимущества быстро теряются. По-настоящему конкурентными может быть собственный инновационный продукт, защищенный не только в правовом и финансовом смысле, а главным образом - постоянно возрастающими преимуществами в продукции и технологиях.
Особо актуальной проблемой, в частности для отечественного машиностроения, является воспроизводство и использование интеллектуальных ресурсов.
Во-первых, резко сокращается социальная база инновационной деятельности за счет перетока высококвалифицированных специалистов из научного сектора в другие сектора (не связанные с получением новых знаний и инноваций) и их старения.