Основные направления развития теории организационного поведения
Наиболее полно отражают эволюцию теории ОП данные, представленные Мункоевым А.К. (Организационное поведение: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005- 20с), приведенные в табл.1
Таблица!
Подходы и школы научной мысли
|
Школа |
Период |
Аспект |
Характеристика |
|
Организационная теория |
До 1900 г. |
структурный |
Заостряет внимание на разделении труда и его облегчении с помощью машинного оборудования |
|
Научный менеджмент |
1910-е гг. |
структурный |
Описывает менеджмент, как науку, где работники имеют точно определенную задачу; отбор, обучение, развитие каждого из них основаны на научных исследованиях; равное разделение труда между рабочими и менеджерами |
|
Классическая школа |
1920-е гг. |
структурный |
Описывает функции менеджмента (планирование, организация, контроль, координация) и основные принципы: специализация работ, скалярная цепь команд, координация деятельности |
|
Бюрократия |
1920-е гг. |
структурный |
Заостряет внимание на приказах, рациональности, формализации менеджмента |
|
Школа человеческих отношений |
1920-е гг. |
поведенческий |
Фокусируется на важности положения и ощущений работников, неформальные роли и нормы влияют на результативность деятельности |
|
Неоклассическая школа |
1930-е гг. |
структурный |
Пересмотр классических принципов, рассмотренных выше |
|
Школа |
Период |
Аспект |
Характеристика |
|
Групповая динамика |
1940-е гг. |
поведенческий |
Участие индивидуумов в принятии решений, влияние сформированных групп на деятельность организации |
|
Лидерство |
1950-е гг. |
поведенческий |
Описывается важность лидеров (социальных и по задачам) для группы |
|
Партисипативный подход к принятию решений |
1950-е гг. |
поведенческий |
Предполагает, что люди удовлетворены, когда участвуют в процессе принятия решений |
|
Социально-техническая школа |
1960-е гг. |
интегративный |
Обращается к технологии и к рабочим группам, рассматривая их, как единое целое |
|
Теория систем |
1960-е гг. |
интегративный |
Рассматривает организацию. Как открытую систему со своими входами, выходами, обратной связью |
|
Ситуационный подход |
1980-е гг. |
интегративный |
Определяет связь между обстановкой во внешней среде и процессами внутри организации, указывает на связь между организационной структурой и различными ситуациями. |
|
Синергетический подход |
1980-е гг. |
интегративный |
Теория хаоса, парадигма самоорганизации в состояниях неустойчивости нелинейных систем, согласованное поведение частей в едином целом, дающее синергетический эффект |
|
Интеракционистический подход |
1980-е гг. |
поведенческий |
Характеризуется убеждением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации в окружающей среде |

