Анализ безубыточности
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход будет равен:
Выручка - Переменные затраты = Маржинальный доход |
050 000 - 44 200 = 1 005 800 руб.
К переменным затратам отнесены затраты на открытие бара (документацию, регистрацию).
Уровень маржинального дохода почти в 2 раза выше суммы постоянных затрат, что говорит о быстром возмещении постоянных затрат и получении прибыли, соответственно окупаемость данного заведения будет быстрее.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной - объема выпуска;
переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
На конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Критический объем производства и реализации продукции будет составлять:
Постоянные затраты/(Цена блюда - Затраты на изготовление блюда) = Критический объем |
228/(210 - 60) = 4 842 шт.
В стоимостном выражении:
Критический объем*Цену блюда = Критический объем в стоимостном выражении |
842 * 210 = 1 016 820 руб.
Это хороший показатель, т.к. практическая ежемесячная выручка предприятия больше критического значения, что говорит о получении прибыли данным рестораном.
Точка закрытия предприятия - это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:
Постоянные затраты / Цену блюда = Точка закрытия предприятия |
228/210 = 3 458 шт.
Т.к. фактический объем производства и реализации продукции больше точки закрытия, значит, предприятие оправдывает свое существование и ему следует продолжать свою деятельность.
Точка безубыточности - это такая точка, в которой суммарные затраты окупаются за счёт выручки от продажи товаров, но прибыль отсутствует.
Для построения графика необходимы следующие данные: постоянные затраты (Зпост), переменные затраты (Зпер), выручка от реализации (Выпуск). Чтобы найти точку безубыточности необходимо на одном графике изобразить четыре прямые - постоянных затрат, переменных затрат, суммарных затрат, выпуска продукции.
Для того, чтобы было удобнее строить график точки безубыточности переведем показатели из рублей в доллары (возьмем курс 1 $ =30 руб.).
Выручка: 1 050 000 рублей = 35 000 долларов
Постоянные затраты: 726 288 рублей = 24 207,6 долларов
Переменные затраты: 44 200 рублей = 1473,3 долларов
По этим данным построим график точки безубыточности. Приложение 4.
В ходе анализа были получены следующие показатели, положительно характеризующие финансовое положение ООО «Престиж»:
Анализ деятельности ресторана свидетельствует о хорошем финансовом состоянии организации, ее способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной и, возможно, долгосрочной перспективе. Такие организации относятся к категории надежных заемщиков, обладая высокой степенью кредитоспособности.